12. Ю.Ю. Уткин

Тверская государственная сельскохозяйственная академия, г. Тверь

 

АДРЕСАТ ПРАВОВОГО ТЕКСТА КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОГО И РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ТВЕРСКИХ СМИ)

 

Ключевые слова: речевое воздействие, адресат воздействия, правовой текст, типология

 

Газета является средством массовой информации, которое существует до тех пор, пока есть определенное количество читателей, т.е. индивидов, нуждающихся в подобной информации, принимающих и обрабатывающих  ее. Цикличность относится к необходимым условиям названных действий читателя, т.к. газета не разово заинтересовывает своего читателя, а с перспективой. Безусловно, важной целью газеты является привлечение и удержание внимания читателей к публикуемой информации. Не менее важной в связи  с этим целью является  воздействие журналиста на читателя.

Читатель является адресатом сообщения/текста, направляемого ему журналистом. Фактор адресатности текста рассмотрен в работах А.В. Полонского (1999), Н.Д. Арутюновой (1981), Г.Г. Почепцова (1986) и др.

Читатель является адресатом сообщения и объектом воздействия (регуляции) журналиста и имеет определенные характеристики, регулируемые и регулирующие деятельность журналиста. К таким характеристикам читателя относятся гендерные, возрастные, социально-статусные, личностные признаки адресата. Остановимся на каждых из них более подробно.

В современной лингвистике существует отдельное направление, которое занимается изучением гендера, основываясь на общенаучных принципах анализа и на лингвистических принципах (Халеева, 2000; Кирилина, 1999; 2007; Каменская, 2002; Клингер, 2000; Баженова, 2001 и др.). «Пол человека – одна из его важнейших как экзистенциальных, так и общественно значимых характеристик, во многом определяющая социальную, культурную и когнитивную ориентацию личности в мире, в том числе посредством языка» (Кирилина, 2007: 1). При рассмотрении вопросов воздействия (регуляции) журналиста на читателя посредством семантической диффамации в правовых текстах СМИ, пол читателя оказывает существенное влияние. Средства воздействия на мужчин и женщин различны и сила воздействия этих средств также различна. Журналист не может предположить, читатель какого пола будет читать его текст, соответственно вынужден ориентироваться на диалог с размытым адресатом. Эта размытость и способствует укреплению семантической диффамации в правовых текстах СМИ. А.В. Кирилина отмечает, что «к феноменам мужественность и женственность можно подойти не как к неизменной природной данности, а как к динамическим, изменчивым продуктам развития человеческого общества, поддающимся социальному манипулированию и моделированию» (2007: 1). Принимая во внимание вышеизложенную мысль, считаем необходимым при анализе воздействия журналиста посредством семантической диффамации в правовых текстах СМИ учитывать гендерные характеристики объекта воздействия, т.е. читателя.

Учет возрастных характеристик также важен, т.к. эта характеристика является изменяющейся небыстро и односторонней, в отличие от бинарности гендерной характеристики. Естественно, что возрастные ограничения адресата-читателя больше, чем возрастные ограничения адресата-слушателя, и непосредственно связаны с образованием. Дошкольник не в состоянии  читать газеты, даже если гипотетически предположить его необходимость в чтении. В зависимости от возраста общество можно разделить на старшее поколение, среднее поколение, молодежь, подростков и детей, несомненно, с переходными зонами. Речевые особенности каждой группы исследуется учеными в работах, посвященных данной проблеме (Голованова, 2003; Казаковская, 2003; Лудильщикова, 2005; Седов, 2000 и др.).

Журналист ориентируется на читателя среднего поколения, т.к. «речевые особенности среднего поколения наиболее подвижны – люди этого возраста занимают ключевые позиции и на производстве, и в семье, они – связующее звено между молодежью и стариками, поэтому должны хорошо понимать и тех и других, и их речевые возможности наиболее богаты» (Формановская, 2002: 69).

Образование накладывает определенные способности мыслить, анализировать и воспринимать информацию. Люди с высшим образованием читают быстрее и внимательнее, чем со средним или средним специальным. Чем ниже образование, тем ниже способности читателя обрабатывать информацию, тем больше возможность ввести в заблуждение особенно в правовой сфере.

Принадлежность к профессии также имеет влияние на речевое поведение человека. Язык профессиональных групп исследуется учеными в различных аспектах и направлениях (Бейлинсон, 2000; Ерофеева, 1994; Медведев, 1973; Милехина, 2005 и др.). Существуют профессии непосредственно, связанные с речью, говорением/слушанием или письмом/чтением. Так, например профессия юриста, преподавателя, журналиста непосредственно связана с речью, т.к. это «орудие производства». Техник, инженер, монтажник и т.п. используют речь не в профессиональных целях. Таким образом, журналист, чья профессия непосредственно связана с речью в некоторых ситуациях занимает приоритетное положение по отношению к читателю, который может быть преподавателем, а может быть монтажником. Иначе говоря, профессия – это переменная характеристика для адресата-читателя и постоянная – для журналиста.

Кроме профессии важным представляется и социальное положение читателя, а именно в какой степени он использует свою профессию на данный период времени. Эта характеристика связана не  только с профессиональной принадлежностью, но и с возрастной спецификой адресата-читателя. Нами выделяется четыре группы, которые позволят наиболее полно охватить круг людей, входящих в коллективный адресат – читатель. Работающий человек находится в довольно широком возрастном диапазоне (от 20 до 55-60) и полностью зависим от своей профессиональной принадлежности, т.к. почти половину жизни он проводит на работе. Студент находится в стадии становления, обучения и полностью погружение в профессию произойдет лишь по окончании обучения. Следует отметить, что данная социальная группа не зависимо от профессии напрямую связана со всеми видами речевой деятельности, т.к. получение информации и ее передача – это первые задачи при обучении, получении специальности.

Пенсионеры – это особая социальная группа населения, которая имеет возрастные рамки от 50 и старше. Данная группа характеризуется  наличием достаточного количества времени для чтения газет и составляет большой процент коллективного адресата-читателя.

Отдельно выделяется группа служащих, т.к. специфика их профессии отражается не только в речи, но и в образе жизни. Ненормированный рабочий день сказывается на потребности в чтении газет, которая практически отсутствует, т.к. не хватает времени на чтение.

Таким образом, нами выделяется, 4 типа читателей тверских газет, которые служат объектом социального и речевого воздействия в правовых текстах СМИ.

1 тип: читатель – мужчина среднего возраста (от 40), с высшим образованием, работающий по специальности, непосредственно связанной с речевой деятельностью.

2 тип: читатель – мужчина предпенсионного и пенсионного возраста, с высшим образованием, работающий по специальности непосредственно связанной и не связанной с речевой деятельностью.

3 тип: читатель – женщина среднего возраста (от 35) со средним специальным образованием, работающая по специальности непосредственно связанной и не связанной с речевой деятельностью.

4 тип: читатель – женщина пенсионного возраста со средним специальным и высшим образованием, работающая по специальности непосредственно связанной и не связанной с речевой деятельностью.

 

(0, 17 п.л.)